Рекомендации родителям будущих первоклассников

30.08.2021

С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное событие в вашей жизни и жизни вашего сына и дочери.  На ребенка падает большая нагрузка, резко меняется весь образ жизни. Поэтому следует постараться подготовить ребенка к школе,  облегчить ему трудный переход к новой деятельности.

Необходимо продумать, как ваш ребенок проведет летние месяцы. Отдых должен быть разнообразным, но не слишком утомительным. Примерно дней за 10 до начала занятий в школе ребенку следует быть уже дома, в привычной обстановке.

Постарайтесь за лето закалить ребенка, укрепить его здоровье. Помните о том, что малейшие недомогания, хронические простудные заболевания и даже незалеченные зубы могут стать причиной повышенной утомляемости ребенка с первых шагов в школе, причиной его отставания  в занятиях и даже нежелания ходить  в школу.

Проверьте, не нужно ли вашему ребенку посетить логопеда. Дефекты в произношении могут  привести к застенчивости ребенка, замкнутости, а также они влияют на формирование орфографических навыков.

Постарайтесь все основное для школы приобрести заранее. Лучше, если при  этом вы о чем-то посоветуетесь с ребенком, вызовете  у него радостные эмоции в связи с предстоящим учением.        Примерно за 2 недели до начала учебного года следует изменить режим дня ребенка, максимально приблизить его к тому, который будет у него, когда он начнет учиться. Особое внимание при этом надо обратить на сон ребенка. Подъем делать в 7 часов, укладывать спать не позже 9 часов вечера

Если вы летом хотите заняться со своим ребенком, занятиям следует уделять не более 2-х часов, с обязательными перерывами в 10-15 минут. Не надо заставлять ребенка много читать и писать. Следует больше уделять времени общеразвивающим занятиям: укреплять руку ребенка с помощью рисования, несложных заданий в черчении: развивать речь ребенка, обучая его давать полные ответы, составлять законченные предложения и рассказы; закреплять устный счет «вперед» и «обратный» и т.д.

Самое главное, если вам удастся создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности.

Памятка родителям первоклассников

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  1. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  1. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  1. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  1. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  1. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Но в школе начинаются проблемы, большую часть которых родители склонны описывать емким словом "лень".

Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие - в четвертом-пятом, третьи - в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе.

Кому не терпится?

Школа не стремится набирать в первый класс "неготовых" детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Подход родителей часто формален. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок - готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие, престижные школы побуждает и родителей, и подготовительные группы "натаскивать" детей к "приемным экзаменам". А цепкая детская память позволяет им выучить все что требуется. При этом родители уверены: главное - пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания.

Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

Пора

Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Детям с задержкой развития нужны специальные программы, особый подход. Учеба на общих основаниях им ничего не даст, кроме комплекса неполноценности.

Совсем иной случай, когда развитие в норме, но не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в "игровом" периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места. И предупредить родителей загодя, какие именно трудности могут ждать их ребенка в школе. А трудности у разных детей могут быть совершенно разные.

"Способный, но ленивый"

Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации - и получают от этого удовольствие. Похоже, это врожденное свойство, хотя, как правило, окружающие достаточно много делают для его развития.

Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новой информации. И часто бывает разочарован. Выясняется, что школа довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Учиться красиво писать. Повторять и закреплять пройденный материал. Терпеливо слушать ответы других детей. А он не любит и не хочет все это делать, поскольку здесь нет новизны, нет удовольствия.

Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...

Социально ориентированный

Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания взрослых. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.

В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону. В общем, лодыря гоняет. При этом он может проявлять большое усердие в тех сферах, которые ценятся в его кругу.

Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение "ленивые" подходит в наибольшей степени. Это дети, которым ничего не нужно. Их сейчас стало больше.

Дети, которым ничего не нужно

Это маленькие Обломовы, их все устраивает, лишь бы их не трогали. Врожденное это свойство или приобретенное, сказать трудно. Скорее всего то и другое, то есть врожденные предпосылки закрепляются воспитанием.

Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.

Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта. Он выбирает занятия, не требующие напряжения, не связанные с риском. Это очень удобный ребенок, который может вполне устраивать взрослых. Особенно если сами взрослые того же склада. Либо если ребенок единственный, долгожданный, трудно доставшийся. Тогда тепличное воспитание может казаться матери единственно возможным.

Если вдобавок такой ребенок всем обеспечен, все получает раньше, чем успевает захотеть, то он не способен не только добиваться чего-то, но даже испытывать сильные желания. И все бы ничего, но приходит время учиться - и выясняется, что у ребенка не только нет никакой мотивации, но и непонятно, как ее сформировать. Только и остается, что делать с ним уроки с первого класса и до окончания школы. Либо нанимать людей, которые будут это делать. Но пользы от этого немного. С Обломовым-то в итоге так ничего и не вышло. Необходимость напрягаться вызывала у него стойкое отвращение. Ни жизнь, ни друг, ни женщина не смогли это преодолеть.

Знаете ли вы своего ребенка?

Совершенно ясно, что вопрос, как бороться с ленью или что делать с ленивым ребенком, не имеет смысла. Все зависит от того, какой ребенок. Как правило, родители в состоянии сами определить, к какому типу относятся их дети.

Охотно делает то, что ему велят, но сам не проявляет инициативы, не ставит себе целей - это один случай. Тут родителям следует приложить все усилия, чтобы развить у ребенка другие формы мотивации, пока есть время, пока их слово, их мнение, оценка еще важны для него. Едва ли он станет когда-нибудь таким тотально-любознательным, как Пожиратель Информации, но может вполне проявлять устойчивый интерес в какой-то определенной области, если его вовремя сориентировать. Это могут быть спорт, компьютер, пение, танцы, ремесла... В любом случае к тому времени, как вы перестанете быть для него авторитетом, он будет окружен детьми и вообще людьми, ценящими умения и достижения в избранной области - и будет ориентироваться на их мнение. А значит, у него будет стимул действовать, расти.

Активен, любознателен, но не прилежен, равнодушен к оценкам, не доводит дел до конца. Этому ребенку явно не хватает мотивации достижения... У него не так уж много шансов стать прилежным. Во-первых, он получает удовольствие от процесса, а не от результата. Во-вторых, он слабо реагирует на похвалу или порицание. Однако с ним можно работать, используя как раз особенности его натуры. Простой пример: учитель объявляет, что на экскурсию в каникулы поедут только те, кто хорошо закончит четверть. Поскольку экскурсия интересная, то ребенок, пожалуй, может ради этого потрудиться.

Дети, ориентированные на результат. Они получают удовольствие от выполнения задуманного. И потому стараются во чтобы то ни стало доводить дела до конца. Казалось бы, прекрасное свойство. Вот они где - отличники, лидеры, великие ученые. Однако сама по себе мотивация достижения еще ничего не определяет. Все зависит от того, какие цели ставятся, какие результаты достигаются. Один запускает ракету в космос, другой грабит банк. И дети этого склада могут быть как с позитивными установками, так и с негативными. Общее у них лишь настойчивое стремление к результату. Такой ребенок может совершенно пренебрегать учебой, если она не входит в сферу его интересов, не вдохновляет на какие-то достижения. С другой стороны, даже не обладая выдающимися способностями, он может многого достичь, если его правильно нацелить.

Как надо бороться с ленью

Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Тоже вариант. Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела. Стоит сказать о самом распространенном методе работы с ленивыми учениками, а именно о совместном приготовлении домашних заданий. Иные родители сидят с детьми за уроками чуть ли не до десятого класса. Мало того, сложилось мнение, что хорошие родители именно так и должны поступать. А те, кто с детьми не сидит, - люди беспечные и безответственные. Это крайне вредная идея. Готовить с детьми уроки можно лишь в самое первое время, чтобы научить их приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник еще не созрел, неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно.

Как прожить год перед школой и подготовить ребенка к новой жизни? Советы родителям

* Не забывайте, что «детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая  жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

* Не лишайте ребенка детства, не требуйте невозможного. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества! Не забывайте, что ребенку хочется играть, шалить и чувствовать, что его  любят! Не надо отнимать у ребенка время, дарованное природой для беззаботной жизни, не надо спешить с обучением чтению и, тем более, письму. Если ребенок будет учиться читать неправильно, переучивать его труднее, чем начинать с нуля. Это должны делать профессионалы. Но если ребенок проявляет интерес и начинает читать, следите за тем, чтобы чтение было плавным, слоговым (а не побуквенным), без повторов.

* Базовые знания, необходимые для подготовки к школе, ребенок освоит в детском саду в соответствии с учебной программой дошкольного образования (основы грамоты и механизма слогового чтения, счет до 20 и простые математические операции, освоит умственные действия – классификацию, обобщение, сравнение, сопоставление, действие по образцу, моделирование пространственных отношений и т.п.).

* В процессе ежедневного общения с ребенком ненавязчиво, без принуждения  учим думать: через игру решаем простые математические задачи на сложение, вычитание, называние смежных чисел;  наблюдая за людьми на улице, за  движением  транспорта, за перемещениями птиц, собак и т.п. развиваем наблюдательность, учим замечать сходство или различия, сравниваем сопоставляем, пополняем словарный запас.

* Развиваем речь. Помогает чтение вслух, чтение по ролям, игры со словами, преобразование слава с помощью различных префиксов-суффиксов, падежных и родовых окончаний. Полезны игры на развитие фонематического слуха: покажите, как меняется смысл слова, если теряется, или меняется, хотя бы один звук (коса – коза, дом – дым, гора – нора, Любочка – юбочка – бочка и т.п.). Эти упражнения научат ребенка вслушиваться, быть внимательным при восприятии речи взрослого, помогут избежать ошибок при чтении, а потом и при письме.

* Развиваем логику: учим устанавливать логические связи между объектами, устанавливать нарушения этих связей и вести логичное доказательство с помощью картинок-путанок (их можно найти в различных журналах для детей под рубрикой «Что перепутал художник?»). Полезны игры на обобщения (назови одним словом – стол, стулья, диван – …?; столяры, маляры, плотники – …?); на конкретизацию понятий (обувь – …, цветы – …, мебель – …?); на обобщение рядов понятий более широкого объема (назови одним словом: птицы, звери, рыбы – …?, часы, весы, градусники – ...?); на классификацию и сравнение (можно использовать наглядный материал – предметы или картинки, а так же слова в играх типа «Четвертый лишний!»; на отнесение свойств предметов к заданным эталонам (находим в интерьере все квадратное, или круглое; находим все красного или зеленого цвета, фантазируем «На что похоже?»).

* Развиваем мелкую мускулатуру руки и координацию движений: полезна лепка, работа ножницами, рисование мелких деталей карандашом, фломастерами; пальчиковая гимнастика, массаж рук – все эти занятия не только подготавливают руку к письму, но и активизируют работу речевых центров и способствуют  развитию способности воспринимать и понимать речь.

* Развиваем память и внимание: начнем с простых игр «Что изменилось?», «Чего не стало?». Во всей окружающей обстановке и дома, и на улице, и во дворе есть что запоминать. Но надо мобилизовать внимание, заметить, выделить, запомнить, чтобы  потом – вечером, завтра, через день или даже неделю  отметить, что же изменилось (в расстановке предметов  в комнате и на кухне, в витрине соседнего магазина, во дворе на детской площадке, на соседней улице, по дороге из дома в детский сад…). Хорошо, если и педагог в детском саду увлечет детей такой игрой. Вместе вы научите детей быть внимательными, замечать малейшие изменения в одежде, в поведении, в настроении окружающих людей, разовьете наблюдательность!

Но для подготовки к школе, к учебной деятельности школьного типа необходимо овладение специальными приемами запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Поможем ребенку уйти от механического запоминания путем простого многократного повторения. Пришла пора осмысленного запоминания, которое опирается на умение устанавливать связи между тем, что уже известно и новым материалом. Помогут ассоциации по сходству, по смежности, по контрасту, по смыслу, и даже случайные. Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному признаку. Научившись устанавливать эти связи и группировать по выделенным признакам, ребенок сможет подчинить эти умственные действия целям запоминания.

* Непременным условием интенсивного интеллектуально-познавательного развития детей перед школой является создание предметной среды, способствующей развитию познавательной активности ребенка, а также создание оптимальной среды общения и условий для совместной деятельности детей и взрослых. Проводите больше времени с ребенком, вместе читайте, обсуждайте прочитанное, отвечайте на вопросы, мастерите, помогайте ребенку  придумывать разнообразные поделки из бросового материала (шишек, веток, желудей, ниток, кусочков ткани, бумаги, коробочек и т.п.).

* Важно помнить, что внутренний мир ребенка – это мир не только ясных, отчетливых знаний, конкретных представлений, но и мир причудливых образов, невероятных аналогий, неуемной фантазии. Прислушайтесь к ребенку, не торопите его, дайте возможность по-своему осмыслить новую информацию. Пусть он выразит свое отношение к миру и к процессу познания. Важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, подчас неожиданных сведений об окружающем его мире!  Поощряйте  экспериментирование. И даже если ребенок идет путем проб и ошибок, он неизбежно откроет для себя новые способы преобразования объектов (при конструировании, рисовании, при решении пространственных задач, может быть, когда вместе с мамой печет пироги или делает салат и т.п.).

Психологические противопоказания для начала обучения в школе

Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Если ребенок не чувствует себя будущим школьником, еще не наигрался, если у него не появилась тяга к теоретическим знаниям, если он по своему психическому развитию является дошкольником, то школу ему пока посещать рано. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия, необходимость не просто высидеть, а напряженно работать три или четыре урока, будут тяжелы для ребенка. Часто «школьный стресс» провоцируется желанием родителей получить сиюминутный результат (причем, методом постоянного давления на ребенка, ограничения свободы, сравнения с другими детьми, которые почему-то успешнее их любимого чада).

Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.

Появление в семье новорожденного (а еще проблемнее – близнецов). Первоклассник и грудной ребенок – не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Ослабление внимания к старшему ребенку неизбежно вызывает  ревность, обиды, агрессивное отношение к младенцу. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в детском саду.

Правильная организация процесса подготовки к школе может стать увлекательным занятием и для детей, и для их родителей.

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет.

Особенности поведения ребёнка старшего дошкольного возраста

 - теряет детскую наивную непосредственность и импульсивность в поведении, нормальное поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой;

- способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

- удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

- начинает осознавать и обобщать свои переживания. И это влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается;

- активно интересуется отношением окружающих к себе;

- претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве;

- взгляд на окружающий мир становится более реалистичным. (по-прежнему любит волшебные сказки, но уже умеет отличать правду от вымысла);

- возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». На смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. Появляется желание у ребенка учиться и узнавать новое. Приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению.

Родительская стратегия поведения.

Советы на каждый день

- планирование жизни ребенка. (Начинайте приучать его планировать свои действия, что нужно сделать сегодня, завтра и т. д. Старайтесь каждый день вечером выделять для ребенка 5-10 минут на подведение итогов дня. Тут же продумайте план на завтра);

- обучение без принуждения. (Обучение детей грамоте ненавязчиво, в непринужденной, доброжелательной обстановке: дидактические игры, яркие наглядные пособия, театрализация);

- создайте детскую библиотеку. (книжки-раскраски, сказки, информационная литература, серия «Мои первые книжки»);

- научите ребенка не только правильно отвечать на вопросы, но и грамотно их формулировать;

- развивайте любознательность. (научите играть в шашки, шахматы. Организуйте совместные походы в театр, музей, прогулки на природу);

- постарайтесь понять, что ребенку действительно нравится, чем он занимается с удовольствием. Развитие способностей, которые приносят радость, позволит ребенку больше узнать о себе и мире, укрепит веру в себя;

- дайте возможность ребенку активно учиться. (учиться музыке, танцам, пилить, строгать и т. д.) Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект;

- если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно;

- научите ребенка не бояться делать ошибки;

- помогите ребенку развить чувство ответственности, определив круг его обязанностей. И поощряйте их регулярное и хорошее выполнение.

Консультация для законных представителей будущих первоклассников

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Что привлекает ребёнка в школе? Почему с такой радостью он собирается в школу? И почему так быстро эта радость исчезает из жизни малыша? Как правило, больше всего привлекают внешние атрибуты школьной жизни - ранец, тетради, учебники, радует новый статус школьника или гимназиста, новые знакомства, новые друзья. Всё это, конечно, сильная мотивация, но ещё не сформировавшееся отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание трудиться ради получения знания, но в то же время, это хорошее начало.  Только вот представления ребенка о школе, об учебном процессе далеко не всегда совпадают с той реальностью, в которую он попадает. И что еще более сложно: желание стать хорошим учеником далеко не всегда совпадает с его возможностями, ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация к новым условиям во многом определяются состоянием здоровья, физической подготовки, интеллектуального развития и, во многом, психологической устойчивостью.

Ребенка, пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Подготовлен ли он к этому? Есть ли у него уже практика общения со сверстниками и со взрослыми, которые не являются близкими людьми? Младшему школьнику нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой, научиться владеть собой: сдерживать сильные эмоции, слушать и воспринимать информацию, подчиняться общему порядку. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. На смену беззаботными играм приходят ежедневные обязательные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, компьютерными играми, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается по-прежнему большой.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих детей, и особенно шестилеток, социальная адаптация представляет существенную проблему, так как личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности еще не сформировалась. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль –школьника и достигается целым рядом условий.

Прежде всего, это развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения. Не менее важно развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми – не членами семьи, быть общительным, интересным, успешным – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами.  Важнейшее условие успешной адаптации к школе - формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки. Конечно, лучше всего – если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, это несомненно способствует ускорению процесса адаптации. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

Все чаще учителя отмечают увеличение числа чрезмерно активных детей, а также детей ослабленных, которые не способны высидеть весь урок и быстро теряют интерес к занятию, отвлекаются, смотрят в окно. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают учителю вести урок. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. Но, к сожалению, не все учителя обращают свое внимание на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают детей, которых можно назвать «виртуально отсутствующими». В этом случае полезно вмешательство родителей, которые   знают особенности своего ребенка, и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

Наиболее распространенная форма проявления школьного неблагополучия  тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в себе и в правильности собственного поведения. Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка является недостаточный уровень школьной зрелости, может быть связано во многом с состоянием его здоровья. Задача педагогического коллектива создать совместно с родителями такие условия, в которых описанные трудности не будут тормозить развитие учащегося, не скажутся на мотивации, а значит и на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности.  

Как помочь ребенку стать уверенным в себе? Прежде всего, и родителям, и педагогам нужно принять мысль о том, что ребенок имеет право на свою точку зрения, научиться проявлять уважение к его душевному настрою, словам и образу мысли. Даже в тех случаях, когда всем кажется, что ребенок говорит глупости, надо выслушать его, а не поднимать на смех.  Взрослым надо научиться позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались.  Сегодня он хочет стать ученым, завтра – летчиком. Ребенку нужна мечта, это помогает ему развиваться, чувствовать себя более уверенным в реальном мире. И еще совет: пусть и не всегда, но предоставляйте ребенку право осуществлять самостоятельный выбор, поддерживайте принятие самостоятельных решений.  Конечно, он   может ошибиться, но  все мы учимся на своих ошибках. Ребенок должен быть уверен, что у него есть право на ошибку, а, кроме того, надежный тыл, постоянная поддержка. Это важно для того, чтобы его поступками  двигал не страх, а убеждения, любовь и другие мотивы.

Родителям, как, впрочем, и учителям,  важно научиться  не сравнивать своего ребенка  с  другими, не ставить ему в пример кого бы то ни было. Каждый человек - индивидуальность, и ребенок должен понять это как можно раньше, чтобы в трудных ситуациях не терять самоуважение. Мы, взрослые, часто делаем ошибку, не позволяя ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, индивидуальными особенностями. Нам трудно принять, что он вовсе не обязан соответствовать тому образу, который существует в нашем воображении. Часто ребенок сильно переживает, что не может быть таким, каким  мы хотим его видеть.  Это не идет ему на пользу, результаты его деятельности только ухудшаются.

 И все же, на вопрос:  «С шести или с семи лет отдавать учиться своего ребенка?», я однозначно отвечаю – с шести, хотя такое решение, конечно,  нужно принимать очень индивидуально, в зависимости от здоровья и физиологии ребенка. Почему с шести? Прежде всего, потому, что современный малыш в шесть лет уже вполне готов к обучению, по росту и весу, по уровню интеллекта и подвижности он где-то, наверное, превосходит нас в семь лет. А посмотрите на занятия детей в детском саду, или в  «школах раннего развития»,  где детей в игровой, занимательной форме обучают грамоте и счету, развивают логическое мышление и речь  с 3 - 4 лет, причем довольно эффективно. Замечу, что такие школы, несмотря на немалую оплату, не пустуют, причем не только в столице, но и в других городах. С этого же возраста дети успешно манипулируют с планшетами, овладевают электронными развивающими играми, легко усваивают огромное количество информации.

Вопрос в другом. Как чувствует себя малыш в школьной обстановке, комфортно ли ему, идут ли на пользу уроки, новый режим дня, взрослый ритм жизни?   Все чаще мы слышим от учителей и родителей: «Дети не готовы к школе…», «Дети не хотят идти  учиться», «Дети боятся школы…». Мало того, педагоги замечают, что очень часто даже те, кто шел в школу с радостью и горел желанием поскорее получить в руки «Букварь» и тетрадку, быстро теряют свои желания, становятся вялыми, пассивными, как будто гаснет огонек в глазах. Почему так происходит, что нам нужно изменить в первом классе, чтобы наши дети не теряли интерес к обучению, бежали  на урок с радостью, чтобы сбылись слова французского философа-педагога Монтеня: «Где для детей польза, там должно быть и   удовольствие»?

  Во-первых, думаю, что нужно было бы более внятно провозгласить программу: «Каждый ребенок должен иметь право идти в школу подготовленным». В этом направлении немалая роль отводится детским дошкольным учреждениям. Но этого мало. Если у нас еще существует служба, которую мы когда-то называли «всеобучем», то, вероятно,  нет проблемы отследить степень готовности и физического здоровья каждого будущего ученика еще за год до его прихода в школу. Совместными усилиями медиков, физиологов, психологов, учителей, методистов в области дошкольного и начального образования  можно  разработать методические рекомендации для родителей с подробным описанием этапов, методов и приемов, содержания работы  по подготовке к школе   детей пятилетнего возраста.

Родители должны хорошо усвоить, что если мы хотим, чтобы наши дети не болели в первом классе, чтобы они чувствовали себя комфортно и не испытывали постоянный стресс, им нужно заранее помочь практически: позаботиться о развитии моторики мелких мышц, определенных коммуникативных умений, психологически подготовить, настроить, сформировать положительное отношение к школе. К сожалению,    педагоги не возлагают особых надежд на  подготовку детей к школе  в семье, силами  родителей. Но это не повод полностью отказываться от такого важного резерва. По сути, никогда ранее и не предпринималось попытки в обязательном порядке научить  родителей, как готовить ребенка к школе, обеспечить мам и пап специальными пособиями, а затем и спросить с них, как они исполнили свою роль в таком важном деле. Учитель, который в следующем году будет работать с шестилетками, может встретиться с родителями, поговорить о проблемах, которые часто подстерегают детей в период адаптации к школе, посоветовать им какие-либо эффективные формы подготовки детей к занятиям.   Сейчас, когда интерес и внимание к образованию в обществе заметно возрастают, это видится мне вполне реальным.

И вот малыш в школе. Курс «Введение в школьную жизнь», который рассчитан на 20 учебных дней и предусматривает в качестве главной задачу адаптации ребенка к школьной среде и постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Нет сомнений, такой курс необходим.  Параллельно с вводными уроками   понемногу, средствами игры, такой понятной и любимой всеми дошколятами, осуществляется введение в математику, введение в  программу «Человек и мир».  Естественно, при этом уместны исключительно активные методы обучения, когда ребенок включен в познавательную деятельность средствами общения и игры, когда за партой ученик проводит минимум времени, и только для того, чтобы что-либо слепить, нарисовать или раскрасить, что-то сделать своими руками. В первый год есть одна главная цель – научить ребенка учиться без стрессов, с полным сохранением его здоровья и эмоционального состояния, создать максимальные условия для того, чтобы ребенок поверил в себя, в свои возможности. Нам нужно помнить, что все болезни  – от стрессов, а стресс начинается там, где планка требований к ребенку намного превышает планку его возможностей, где нет мотивации и интереса к познанию,  обучению, продвижению по собственной шкале развития.

Внимание к детям и в семье и в  школе, разумный уровень требований, недопустимость чрезмерного давления на малышей – это тот минимум условий, соблюдение которых поможет нам сделать  период адаптации к школе менее трудным, избавит детей от стресса. Родителям   следует помнить, что завышенные ожидания часто приводят к тяжелым разочарованиям. Может быть,  не стоит каждый день спрашивать у маленького школьника: «Ну, что сегодня получил? Где твои десятки-девятки? Как твои успехи?». При этом ребенок постоянно чувствует, что от него ожидается только положительный ответ, а неудача, неуспех совершенно недопустим.  Может, просто и по-доброму нужно интересоваться, как себя чувствует малыш, хорошо ли, комфортно ли  в классе, что ему удается, а что вызывает трудность.  И тогда все у него получится!

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Сегодня в школе шестилетки. В результате опытно-экспериментальной работы, в которой принимали участие педагоги, психологи, физиологи, врачи-гигиенисты выявлены данные, позволяющие считать научно обоснованным решение начинать обучение детей в школе с шести лет.

Кто же они такие, шестилетки? Каковы их особенности? Чем они отличаются от пятилетних детей и тех первоклассников, которые начинают обучение в школе с семи лет? Все ли они действительно готовы к обучению в школе? Чем отличаются друг от друга психологически готовые и неготовые к школе дети? Кто должен обеспечить формирование готовности к школе и, наконец, какова роль и возможности родителей в решении этой проблемы?

Прежде чем давать родителям советы об их участии в подготовке детей к школе, дадим ответы на поставленные вопросы.

Начнем с психологической характеристики возраста

Шесть лет – это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, c ее непростыми требованиями, обязанностями, с необходимостью регуляции  деятельности  и поведения.

У многих детей психологический возраст не совпадает с паспортным возрастом. Так, среди шестилеток, оказавшихся за школьной партой, немало детей с полноценной психологической готовностью к школе. Они легко вписываются в школьную жизнь, готовы систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Но даже во втором классе школы встречаются дети с типично дошкольным поведением и складом психики: они приносят в школу игрушки, отвлекаются на уроках, им не хватает усидчивости и умения учиться.

Где же искать те признаки, по которым можно определить психологический возраст и тем самым установить, является ли ваш ребенок еще дошкольником, или он уже может стать младшим школьником? К чему приводит смещение на год сроков начала обучения, и все ли дети становятся школьниками, сев за парту 1 сентября?

Психологические новообразования, важные для вхождения в школьную жизнь, у большинства детей накапливаются на протяжении седьмого года жизни и подготавливают переход от игровой к учебной деятельности. Причем, этот процесс мало зависит от того, посещает ли ребенок детский сад, или он уже оказался за школьной партой. Обучение шестилетних детей должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа.

Остановимся на характеристике этих новообразований.

Психофизиологические особенности шестилеток

Процесс развития имеет свою логику и закономерности, не считаться с которыми в обучении шестилетних детей нельзя. Главная характеристика этого этапа – перестройка в общем развитии ребенка. Следует учитывать, что психическое развитие тесно связано с физическим ростом и органическим созреванием.

Главные новообразования этого периода:

* Меняются пропорции тела, динамика движений, их координация, скорость, сила; созревают железы внутренней секреции, развивается нервная система, формируются сложные системы связей в коре головного мозга, совершенствуется  нервный аппарат органов чувств, речи, движений.

* Характерно интенсивное развитие всех жизненно важных систем  и сбалансированность в их работе. Системы кровообращения, дыхания, гормональной регуляции работают как единый механизм, мозг снабжается кровью, обогащенной кислородом, что обеспечивает  всплеск работоспособности и выносливости при вхождении в учебную деятельность.

Перестройка мозговой активности: быстрое развитие второй сигнальной системы, установление межполушарной ассиметрии (у девочек – левое полушарие созревает раньше, чем у мальчиков). Левое полушарие отвечает за произвольные, осознаваемые акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции, поэтому шестилетние девочки дисциплинированы, послушны, сообразительны, быстро адаптируются к новым социальным установкам. Правое полушарие отвечает за реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональное мышление, образную память, отрицательные эмоции, поэтому в поведении шестилетних мальчиков сохраняется  импульсивность, порывистость, азарт, всплески негативных эмоций, а став школьниками, они хуже адаптируются к  строгим требованиям дисциплины в школе.

* Возникновение условного коркового торможения создает условия для осознанной регуляции поведения и деятельности как самим ребенком, так и  для управления вхождением детей в процесс обучения со стороны взрослых (педагогов и родителей). Происходят серьезные изменения в самих психических процессах и их межфункциональных отношениях: внимание, восприятие, память, воображение становятся произвольными, осознанными; активизируются все мыслительные операции.

Все перечисленные новообразования, бесспорно, важны для включения ребенка в школьную жизнь.

Но не следует забывать и о слабых сторонах психофизиологического развития детей:

* нервная система дошкольника, с одной стороны, пластична, готова к формированию новых связей, но в то же время и очень уязвима;

* основные свойства нервных процессов еще неустойчивы: по-прежнему, возбуждение преобладает над торможением. Это приводит к тому, что поведение во многих ситуациях остается импульсивным, энергетически затратным, ребенок быстро устает. Спасает быстро развивающееся охранительное возбуждение (в поведении преобладает суетливость, беспокойство, непоседливость);

* не завершена миелинизация (процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС; такая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе) двигательных зон коры больших полушарий, поэтому погружение в деятельность, требующую точных движений, координации движений руки и глаза должно быть строго нормированным (прежде всего, при письме);

* вторая сигнальная система быстро истощается, ее перегрузка приводит к быстрому утомлению и снижению концентрации и устойчивости внимания; физиологически способность к концентрации внимания, умение быть усидчивым и сосредоточенным приобретается к 7 – 8 годам, когда сформируются лобные доли коры больших полушарий.

ВЫВОД: не считаться с физиологической перестройкой нельзя, перенапряжение опасно, чревато срывами, стрессами. Это особенно важно знать тем родителям, которые пытаются перед школой загрузить ребенка «по полной программе» (музыка или изостудия, спортивная секция, иностранный язык и т.д.). Даже если кажется, что ребенок все это посещает с удовольствием, в конечном итоге он платит слишком высокую физиологическую цену.

Психологические особенности переходного периода

Шесть лет – это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, c ее непростыми требованиями, обязанностями, с необходимостью регуляции деятельности и поведения. Переход не может произойти мгновенно, подготовка должна проходить в недрах дошкольной жизни.

Год, отделяющий шести и семилетнего ребенка, очень важен.

Психологи характеризуют этот период как особый переломный, переходный, кризисный этап в развитии ребенка. В период кризиса происходит смена социальной ситуации развития, смена ведущего вида деятельности, смена образа жизни. Важно понять, что изменилось в психике детей в связи с тем, что дети пошли в школу с шести лет.

Симптоматика кризиса: нарушается общая картина благополучия в воспитании детей, появляется негативная симптоматика поведения, строптивость, упрямство, обесценивание роли взрослых, происходит потеря детской непосредственности, беспричинная смена настроения.

Еще совсем недавно такие живые и открытые, они вдруг утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, становятся строптивыми, своевольными, часто ведут себя в соответствии со своей внутренней позицией, со своей личностной индивидуальностью. У каждого уже накопился пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, сложилось собственное представление о мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности, темперамент, привычки. Они такие разные!

Неудовлетворенность своим положением проявляется у тех детей, которые прошли через кризис, но остались в старой социальной ситуации развития (т.е. не пошли в школу), или у тех детей, которые не подошли к порогу кризиса, но оказались за школьной партой. Наступление переходного периода характеризуется появлением в поведении негативной симптоматики поведения, обусловленной неудовлетворенностью ребенка своим местом в системе общественных отношений и переживанием эмоционально-личностного дискомфорта. Особенно ярко симптомы кризиса проявляются у детей, психологически готовых к школе, но оставшихся в детском  саду. Их поведение становится неуправляемым, появляется непослушание, кривляние, менерничание, они часто идут на открытый конфликт с близкими, значимыми взрослыми. Им становится тесно в старой социальной ситуации развития, они выросли из нее.

Еще труднее тем детям, которые не готовы к школе, но уже сели за школьную парту. Они остаются дошкольниками, они еще не наигрались, поэтому часто не реагируют на замечания взрослых, делают вид, что не слышат их, или идут на открытый конфликт. Они не могут принять школьную жизнь, им хочется обратно в детский сад. Не все шестилетки готовы стать младшими школьниками и не становятся ими, оказавшись за школьной партой 1 сентября.

Негативная симптоматика поведения, описанная Л.С.Выготским, присутствует не у всех детей. И все это очень быстро проходит, если родители поддерживают стремление ребенка к новому образу жизни. Эти перемены указывают на то, что ребенок недоволен сложившийся ситуацией, образом жизни, он готов к вхождению в новую социальную ситуацию развития, т.е. он готов стать школьником. Это может произойти в интервале от 5,5 до 7,5 лет.

Важным показателем готовности к новому образу жизни является перелом в игре. Теряется интерес к ролевой игре, ей на смену приходят игры интеллектуальные. Изменяются отношения со взрослыми. Для ребенка важно, чтобы взрослые поддержали его свободу выбора той или иной позиции, стремление к самоуважению, считались с тем, что у него уже есть свой внутренний мир личности, мир чувств и желание повзрослеть. В этот период формируется: произвольная регуляция поведения, ориентированная на социальные нормы и требования; внеситуативное поведение в соответствии со свободно принятой внутренней позицией;  перенос действий во внутренний план; независимость внутренних действий от внешней ситуации.

 

Для оценки готовности к школе важен не объем знаний, а то, как подготовлена психика ребенка к новым условиям, к новому режиму и ритму жизни. Родители должны оценить, справится ли ребенок с новым ритмом жизни и новыми нагрузками, не испугается ли новых требований, сможет ли принять новую роль взрослого – роль учителя.

Что поможет ребенку приспособиться к роли школьника?

* Внутренняя позиция «Я школьник». Эту новую роль ребенок сначала примеряет на себя в ролевой игре в школу (где он, как правило, берет на себя роль ученика, ведь она наполнена действием – выполнением учебных заданий).

* Умение и желание учиться, постигать новое. Помогут занятия по расширению кругозора, способные вызвать удовольствие, восторг, удивление от постижения нового.

* Умение доводить любое дело до конца, целеустремленность (даже при выполнении заданий, которые даются тяжело или кажутся скучными и ненужными). Родители должны понимать, что целеустремленность нельзя подготовить за год до начала школьного обучения, важно всегда, на протяжении всего дошкольного детства, поддерживать старания ребенка, одобрять каждое усилие для достижения цели.

* Способность анализировать, сопоставлять, вести интеллектуальный поиск. Учите рассуждать, свободно выражать свои мысли, пополняйте словарный запас. Часто ребенок владеет массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет совершать элементарные интеллектуальные операции, которые помогут ему осознанно выдвигать гипотезы и делать открытия (а не получать информацию в готовом виде).

* Опыт общения со сверстниками  в детском саду: развивает способность детей к сотрудничеству и содержательному общению друг с другом в совместной деятельности, формирует умение договариваться, уступать, понимать позицию другого ребенка. Но, к сожалению, не всегда ребенок сможет перенести опыт общения со сверстниками из детского сада в школу. Статусное положение в системе взаимоотношений обязательно придется завоевывать заново – в школе будут действовать новые ценности и мотивы. Родителям предстоит помочь ребенку в преодолении трудностей общения с новыми детьми.

* Готовность к общению и взаимодействию со взрослыми. Ребенку предстоит принять особую позицию школьного учителя, понять специфичность учебных ситуаций и учебного общения, подчиниться требованиям, которые предъявит к нему новая социальная ситуация развития.